Печать

Формирование пунктуационной культуры младших школьников

Формирование пунктуационной культуры основывается на знаниях грамматики и синтаксиса, а также понимании, что знак препинания помогает передать мысль. Пунктуационные умения – это интеллектуальные действия, выражающиеся в выборе и постановке знаков препинания при письме (М.Т. Баранов). Виды пунктуационных умений связаны с выделением смысловых коммуникативных отрезков, постановкой знаков препинания в соответствии с правилом, обоснованием выбора места необходимого знака препинания,

такая работа (синтаксико-пунктуационный анализ предложений) важна, так как анализ и синтез применяются постоянно, являясь основой формирования новых синтаксических знаний, необходимых для усвоения правил пунктуации.

Пунктуационные умения складываются из следующих компонентов:

1) опознавания пунктограмм;

2) мотивировки постановки знаков препинания на основе синтаксического разбора;

3) осмысления интонации как грамматического средства;

4) владения навыком выразительного чтения.

Работа над формированием умений употреблять пунктуационные правила осуществлялась с формирования умений осознанно использовать знаки препинания, а затем закрепления умения использовать их в устной и письменной речи. Младший школьник учится видеть знак препинания, распознавать выраженные знаком препинания особенности смысла и интонации предложения как условия выбора знака, распознавать место знака препинания на слух, выбирать знак препинания с целью передачи того или иного смысла предложения при его записи. При работе с предложением как с законченной структурно-смысловой единицей привлекалось внимание младших школьников к паузе в конце предложения, осуществляется

интонирование предложений различных видов, организуется наблюдение над интонацией перечисления в конструкциях с однородными членами.

Основными условиями формирования пунктуационного навыка являются:

1. Систематическая работа над совершенствованием навыка выразительного чтения (соблюдение правильной интонации, логического ударения и т.п.).

2. Усвоение синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом; систематическое выполнение упражнений, направленных на закрепление пунктуационных и синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом.

3. Систематическая работа по исправлению грамматических и пунктуационных ошибок.

Для формирования пунктуационной культуры младших школьников была использована следующая система упражнений.

1. Упражнения на объяснение пунктуационных правил.

В процессе выполнения синтаксического разбора обучающимся предлагается объяснить постановку того или иного знака препинания и соответствующую ему интонацию, длительность паузы при прочтении. Параллельно с работой над интонацией (например, в бессоюзном сложном предложении) осуществляется и смысловой анализ отношений между предикативными частями сложного предложения.

2. Комментированное письмо с пунктуационным анализом.

Младшим школьникам предлагается не только объяснение написаний в процессе записей предложений и текстов, но и объяснение расстановки знаков препинания. Обучающиеся объясняют постановку знаков препинания, опираясь на наблюдение за интонацией предложения. Например: «Вот и наступила весна!»

3. Наблюдение над знаками препинания, объяснение смысловой роли знаков препинания.

Для этого используются предложения с различными знаками препинания, которые в том числе могут иметь одинаковую синтаксическую структуру и лексику. Например, Тут живет сова? и Тут живет сова!

Задание: Почему в конце предложения вопросительный знак? Как нужно прочитать? Чтение. Что нужно изменить, кроме слов, чтобы поменялся смысл предложения? Почему?

Также тексты, которые выражают одну и туже мысль, но различаются по своей интонационной выразительности, которую обеспечивают знаки препинания.

Например, сравните тексты.

1) Зима - волшебное и сказочное время года, весь природный мир замер в крепком сне. Спит холодный лес, укрывшись белой шубкой. Не слышно животных, прячутся по своим норкам, лишь некоторые выходят поохотиться. Только ветер и метель, вечные спутники зимы.

2) Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

А.А. Фет

4. Запись предложений, текста под диктовку.

Обучающиеся записывают текст, предложения, в которых интонационно выделяются пунктограммы. Задача обучающегося состоит в том, чтобы распознать интонацию, паузы, их длительность и правильно записать текст и предложение. В процессе такого упражнения у младших школьников формируется умение перекодировать звуковую речь в письменную.

5. Выразительное чтение дидактического материала.

При прочтении задания, дидактического материала упражнения перед младшими школьниками ставится задача «Прочитать выразительно», «Прочитать, передавая удивление (недовольство, ликование) автора».

В текстах заданий часто встречаются вопросительные предложения, требующие повышение тона. А в дидактическом материале восклицательные предложения, которые должны произноситься с сильным чувством, побудительные предложения с интонацией волеизъявления. Задача чтеца определить предложение по цели высказывания и передать ее при чтении с помощью соответствующей интонации.

6. Упражнения на классификацию предложений по цели высказывания и интонации.

Например, обучающимся предлагалось прочитать предложения и разделить их на группы, определи основание для классификации и объяснив его.

7. Выборочное списывание.

Обучающимся предлагалось прочитать текст и выписать определенные предложения: восклицательные или вопросительные; предложения, где запятая разделяет однородные члены предложения и где разделяет два простых предложения.

7. Упражнения-конструирования.

Предлагались задания, в которых нужно было сконструировать предложения с определенной интонацией, записать и обозначить интонацию с помощью знаков препинания. Например, составьте восклицательное предложение по теме «Зима».

Следующим видом таких заданий было составление предложений по заданной схеме.

8. Работа с деформированным текстом.

Среди пунктуационных ошибок младших школьников выделяются: постановка знаков препинания в не том месте, постановка лишних знаков препинания, пропуск и замена знаков препинания. Поэтому одним из упражнений формирующих пунктуационную культуру является работа с деформированными текстами. Обучающимся предлагалось обнаружить пунктуационные ошибки, объяснить и исправить их. Тексты предлагались с наиболее характерными типами ошибок для данных младших школьников.

Таким образом, система упражнений по формированию пунктуационной культуры включает задания репродуктивного и продуктивного характера, осуществляется в логической взаимосвязи процессов чтения и письма.