Печать

Введение дипломной работы по психологии

Дорогие студенты ! У нас Вы можете заказать ДИПЛОМНУЮ, КУРСОВУЮ, МАГИСТЕРСКИЕ РАБОТЫ на зависть сокурсникам с уникальностью свыше 80% по всем предметам и направлениям. Для образца представляем введение дипломной работы по психологии. Рады будем выполнить Вашу работу на заказ.

ВВЕДЕНИЕ

Тема становления ценностно-смысловой сферы старшеклассников в условиях психолого-педагогического сопровождения приобретает в современном образовательном процессе все большую актуальность. Сегодня перед человеком остро стоит проблема управления своей жизнью, ему все труднее быть субъектом собственной судьбы. В современных условиях существует огромное количество объективных и субъективных обстоятельств, которые оказывают влияние на личностные решения, действия, самоощущения. Проблема ценностно-смысловой сферы является важнейшей проблемой психологии личности, ее самосознания. Ценностно-смысловая сфера входит в направленность личности, которая является ядром самой личности.

Старший школьный возраст выступает достаточно благоприятным для формирования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения. На данном возрастном этапе происходит резкое усиление саморефлексии, т.е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке её возможностей и способностей. Осмысление реальности и придание смысла происходящему является первостепенным при исследовании причин того или иного

поведения. Понять причины совершаемых человеком поступков, невозможно не обращаясь к ценностно-смысловой сфере личности субъекта.

Актуальность проблемы исследования ценностно-смысловых ориентации старшеклассников обусловлена необходимостью гуманизации современного образования, сутью которого должно стать не только приобретение знаний, умений, навыков, но и приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям. Длительное господство знаниевой парадигмы образования привело к возрастанию отчуждения подрастающего поколения от ценностей общечеловеческой и национальной культуры. Во-первых, существует необходимость систематизации и теоретического осмысления результатов исследований в области становления ценностно-смысловой сферы старшеклассников, во-вторых, выяснения и обоснования психолого-педагогических условий становления ценностно-смысловой сферы старшеклассников, в-третьих, потребность в разработке психолого-педагогической программы по становлению ценностно-смысловой сферы старшеклассников в условиях психолого-педагогического сопровождения. В связи с вышесказанным, актуальность исследования становления ценностно-смысловой сферы старшеклассников не вызывает сомнения.

Закономерности становления ценностно-смысловой сферы личности, ее проявления в сознании, деятельности и отношениях человека с миром исследованы психологами А.Ю. Агафоновым, Б.С. Братусем, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, Д.А. Леонтьевым, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, В. Франклом и другими). В истории педагогики идеи формирования ценностно-смысловой сферы личности разрабатывались И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинским, К.Д. Ушинским и другими. Сущность аксиологического подхода в воспитании раскрывается такими современными исследователями, как Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, СВ. Кульневич, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Т.Н. Петракова, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и другие. В становлении личности как субъекта духовно-нравственного и социального развития важное место занимает старший школьный возраст.

Особенности этого процесса рассматривались такими исследователями, как Г.С. Абрамова, А.С. Арсеньев, Л.И. Божович, Б.З. Вульфов, В.В. Зеньковский, В.Д. Иванов, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и другие.

Однако проблема становления ценностно-смысловой сферы старшеклассников в условиях психолого-педагогического сопровождения предметом самостоятельного исследования не являлась.

Несмотря на то, что в психолого-педагогической литературе отводится значительное место вопросам становлении личности как субъекта духовно-нравственного и социального развития, в практике школы сложилось противоречие между потребностью современного российского общества в гражданах, ориентирующихся на высшие духовно-нравственные ценности и отсутствием специальных исследований и методических разработок по обеспечению этого процесса. В связи с этим возникает проблема исследования: при каких психолого-педагогических условиях организации работы становление ценностно-смысловых ориентации старшеклассника будет происходить наиболее эффективно?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности становления ценностно-смысловой сферы старшеклассников в условиях психолого-педагогического сопровождения.

В качестве объекта исследования выступает ценностно-смысловая сфера старшеклассников.

Предметом исследования является психолого-педагогическое сопровождение становления ценностно-смысловой сферы старшеклассников.

Гипотеза исследования:

- ценностно-смысловая сфера личности, ее структура и компоненты у старшеклассников находятся в стадии становления;

- становление ценностно-смысловой сферы старшеклассников осуществляется в условиях психолого-педагогического сопровождения.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы становления ценностно-смысловой сферы старшеклассников в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть структуру ценностно-смысловой сферы личности старшеклассника.

3. Проанализировать технологии психолого-педагогического сопровождения становления ценностно-смысловых ориентаций.

4. Разработать и реализовать программу психолого-педагогического сопровождения становления ценностно-смысловой сферы старшеклассников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концепции отечественных ученых, посвященные проблемам становлению ценностно-смысловой сферы: о ценностно-смысловой сфере (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В. Франкл, А.В. Серый, М.С. Яницкий); теории становления ценностно-смысловой сферы (М. Рокич, Ш. Шварц, М. С. Яницкий, Д. А. Леонтьев, А.В. Капцов, Л. В. Карпушина), о динамике смысла жизни на разных возрастных этапах (Г.А. Вайзер, И. Кона, Г. Шихи), подходы к психолого-педагогическому сопровождению (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, О.В. Овчарова).

Теоретические методы исследования: метод терминологического анализа для определения сущности базовых понятий исследования; анализ литературы, позволивший осуществить оценку состояния научно-теоретической разработанности проблемы психолого-педагогического сопровождения становления ценностно-смысловой ориентации; анализ, синтез, обобщение, конкретизация.

Эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент, опросные методы: методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, апробированная Д.А. Леонтьевым; Морфологический тест жизненных

ценностей В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина; методика исследования системы жизненных смыслов В.Ю. Котлякова), анализ и интерпретация полученных результатов, методы статистической обработки данных (описательная статистика: подсчет среднего арифметического, стандартного отклонения; t-критерий Стьюдента для зависимых выборок).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

Раскрыты сущность и понятия ценностей и ценностных ориентации: «ценность», «ценностные ориентации», «ценностно-смысловая сфера», «становление», а также составили собственное определение понятия «становление ценностно-смысловой сферы старшеклассников»

Определены направления психолого-педагогического сопровождения становления ценностно-смысловой сферы старшеклассников

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты основные характеристики ведущих понятий исследования; выделены направления психолого-педагогического сопровождения становления ценностно-смысловой сферы старшеклассников.

Практическая значимость исследования разработана и апробирована психолого-педагогическая программа по становлению ценностно-смысловой сферы: «Восхождение к индивидуальности».

Положения, выносимые на защиту:

- В ценностно-смысловой сфере старшеклассников выделяется общее и специфическое соотношение ее компонентов.

- Технологии психолого-педагогического сопровождения оптимизирует процесс становления ценностно-смысловой сферы старшеклассников.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5».

Структура и объем магистерской работы: работа объемом … страниц состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.